ПМ-156
ПМ-156

 ТРАЛЕНИЕ В СУЭЦКОМ ЗАЛИВЕ – 1974 ГОД.

 ТРАЛЕНИЕ В СУЭЦКОМ ЗАЛИВЕ – 1974 ГОД.

Главная
       С сайта А.Розина  


После окончания войны между Арабской Республикой Египет (АРЕ) и Израилем в 1973 году перед правительством АРЕ остро встал вопрос о восстановлении пропускной способности Суэцкого канала, который был закрыт со времени «недельной» войны 1967 года. Канал был основным торговым путем между Европой и Азией, до 1967г. через него осуществлялось 16% мировых торговых перевозок, в том числе пятая часть всех нефтепродуктов. Только в 1966г. через канал прошло 21520 судов с 242 миллионами тонн грузов. По данным ООН, ущерб, причиненный мировой экономике закрытием канала, только первые четыре года составил 7 млрд. долларов, причем каждый год эти убытки возрастали на 1,7 млрд. долларов. В русле канала имевшего протяженность 163 километра оказались затоплены мелкие суда и баржи, кроме того, в Горьком озере, где производился развод судов, с 1967 года застряли 15 судов из восьми стран. Корабли стояли группами, в одной группе находились корабли социалистических стран – Польши, Болгарии и Чехословакии, в другой – английские, в третьей – шведские и так далее. Корабли были покинуты экипажами, но на некоторых остался небольшой персонал для присмотра. Помимо затонувших и застрявших судов канал, и подступы к нему неоднократно минировался. Причем мины ставились без всякой системы, с нарушением элементарных требований военного дела.

В целом, минно-заградительные действия египтян создали больше всего проблем им самим - в послевоенное время хаотически набросанные мины стали препятствием для всякого нормального судоходства на подходах к Суэцкому каналу, а сам египетский флот продемонстрировал полную неспособность самостоятельно бороться с выставленными собственными же усилиями минами. Только в Суэцком заливе, во время войны в октябре 1973 года в качестве средства "ближней блокады" египетский флот выставил пять минных банок в проливе Губаль (Суэцкий залив) - № 1 – 19 мин АМД-2-500, № 2 – 11 мин КБ "Краб", № 3 – 6 мин КБ "Краб", № 4 – 12 мин КБ "Краб" и № 5 – 24 мины АМД-2-500. Мины советского производства "Краб" и АМД, ставились с небольших мобилизованных рыболовных судов по ночам, мелкими банками или одиночно, причем достаточно беспорядочно, без единого плана и точного определения места. Особенно интенсивно минировался пролив Губал на подходах к нефтяным месторождениям Абу-Родес. Никаких документов, схем, чертежей, а тем более карт с обозначением минных полей не существовало. В период боевых действий ввиду отсутствия судоходства мины не причинили израильской стороне никакого ущерба, но через 2 дня после завершения войны - 26 октября в проливе Говель (Йовель), на входе в Суэцкий залив, на 2 египетских минах подорвался израильский танкер «Сириус» (Sirius, водоизмещение 42000 тонн, построен в 1960г. в Японии), шедший порожняком из Эйлата к нефтяному терминалу в Абу-Родс. При подрыве 6 моряков получили ранения. Судно затонуло, но весь экипаж - около 40 человек - был эвакуирован израильскими вертолётами. Впоследствии после ликвидации минной опасности танкер был поднят и отремонтирован. (В ряде публикаций раннего периода ошибочно говорится о подрыве и гибели «Сириуса» весной 1974г.) Минно- тральные силы АРЕ состояли из кораблей советской постройки - 10 МТЩ: шесть пр.254 (поставлены в 4 единицы в 1956 из состава БФ, 3 единицы в 1962 - «Шарких»504, «Дакхла»507, «Синай»513, «Ассиут»516, «Бахайра»522, затем 510, «Гарбия»533, затем 501, седьмой «Минья» к этому моменту был потоплен израильской авиацией 06.02.1970), четыре новых пр.266Э (поставлены в 1970-1971 «Гиза»530, «Асуан»533, «Киона»536 и «Сохаг»539), 2 РТЩ пр.255К (поставлены в 1959 «Эль-Файюх», «Эль-Ханюфиех») и 2 КАТЩ пр.361Т. При самостоятельных попытках послевоенного траления в проливе Губаль египтяне сумели вытралить 7 мин КБ «Краб», из которых одну потеряли. При этом имели место два подрыва египетских тральщиков. После этого работы были остановлены. И президент АРЕ Анвар Садат обратился за помощью к ведущим странам мира США, Великобритании, Франции и СССР. В ходе переговоров был найден политический компромисс совместной работы двух блоков. За солидные деньги – северную часть Суэцкого канала должны были разминировать западные страны, а южную – в основном Суэцкий залив – бесплатно СССР. Подобной демонстративной акцией советское руководство попыталось восстановить наш пошатнувшийся авторитет на Ближнем Востоке.

Операция по непосредственному тралению Суэцкого канала проводилась в соответствии с соглашением США, Великобританией, Францией, АРЕ в течение 14 месяцев примерно в три этапа. 22 марта 1974г. в Каир прибыли первые американские планировщики для этой операции. Вслед за этим начали прибывать корабли. 27 марта британские суда - тральщик М 1165 «MAXTON» (Макстон) и штабной корабль N 21 «ABDIEL» (Абдиел) вышедшие из Англии присоединились к тральщикам ВМС Великобритании М 1133 «BOSSINGTON» (Боссингтон) и M 1116 «WILTON» (Вильтон) в Гибралтаре, чтобы составить британскую часть международной Целевой группы 65.2 для участия в операции «OPERATION RHEOSTAT» (известная как «OPERATION NIMBUS MOON/STAR» американского флота). После короткой остановки в пути в Мальте, Группа Задачи 65.2 прибыла 7 апреля в Порт-Саид.

По прибытию «BOSSINGTON», «WILTON» и «MAXTON» протралили подходы к Порт-Саиду, создав чистый фарватер для прохода штабного корабля «ABDIEL» в Порт-Саид. Пришвартовавшись рядом со Зданием ШТАБ-КВАРТИРЫ руководства Суэцкого канала «ABDIEL» стал штабом для организации первой части операции.

Траление на подходах к Порт-Саиду продолжили 24 апреля вертолеты-тральщики с американского вертолетоносца «Иво Джима», началось американское участие в разминировании. В течение следующих нескольких дней в гавани Порт-Саида и на подходах шла активная операция траления.

25 апреля «BOSSINGTON» и «MAXTON» ушли от Порт-Саида на Кипр для отдыха на четыре дня. Оба судна 29 апреля возвратились к Порт-Саиду и начали траление первого отрезка канала. Траление продолжалось, пока канал не стал безопасен и «ABDIEL» перешел в Исмаилию, которая стала базой тральных сил. В Исмаилии или скорее на озере Тимсах, к британским силам присоединился военный корабль ВМС США «BARNSTABLE COUNTY», который, бросив якорь в озере, и принял управление над группой.

Первый этап под названием «Нимбус стар» (NIMBUS STAR) преследовал цель боевого траления канала для уничтожения мин. Траление проводилось 12-й противоминной эскадрильей ВМС США в составе 21 вертолета- тральщика «Си Стэллион». Вначале вертолеты действовали с десантных вертолетоносцев — «Иво Джима» (Iwo Jima LPH-2) и «Инчон» (Inchon LPH-12), а затем с аэродрома Исмалия, находящегося в средней части Суэцкого канала. Уничтожение мин противоминные вертолеты выполняли способом сплошного траления миноопасных районов с перекрытием тральных полос с использованием акустических тралов типа Мк104 самостоятельно и совместно с соленоидным электромагнитным тралом типа SPU-1. За период с 21 апреля по 3 июня 1974г. вертолеты были заняты тралением 514 часов, прошли с тралами 7616 миль и протралили акваторию канала общей площадью 110 миль2. В операции участвовали свыше 400 человек, в ее ходе ликвидированы 2 донные мины с неконтактными взрывателями. Второй этап «Нимбус мун» (NIMBUS MOON) начался 1 мая 1974г. и имел целью расчистить канал от невзорвавшихся боеприпасов. От ВМС Великобритании в нем принимали участие 3 тральщика, штабной корабль и команда боевых пловцов, от ВМС Франции – 3 тральщика и 20 боевых пловцов, от ВИС АРЕ – 200 боевых пловцов. Поиск проводился тральщиками с помощью ГАСМ и последующим уничтожением боеприпасов боевыми пловцами. На глубинах до 3 метров работали пловцы АРЕ, а на больших глубинах – английские и французские. В ходе второго этапа было обнаружено и уничтожено – 220 ракет, 530 авиабомб, 230 снарядов, 680 мин, 209 тонн взрывчатого вещества. Параллельно с работой боевых пловцов в канале, шесть инженерных батальонов египетской армии вели расчистку, и разминирование 50 метровой полосы вдоль берега канала, обезвредив около 500 тысяч различных боеприпасов. 23 июля Министерство обороны США объявило о завершении американского военного участия в разминировании Суэцкого канала, они принимали участие только в двух первых этапах операции. ARS-41 «Opportune» было последним американским судном Целевой группы 65.2, ушедшим из района. Британцы объявили что закончили траление канал 14 сентября 1974года, хотя их тральщик «MAXTON» фактически прошел через весь канал еще 15 июля, будучи первым судном проделавший этот путь с момента закрытия канала в 1967. 1 ноября группа отбыла из Порт-Саида и посетив с кратким визитом Александрию, отправилась домой через Мальту и Гибралтар, придя в Портсмут 21 ноября 1974. Группа Задач 65.2 была расформирована официально 23 ноября 1974. Третий заключительный этап «Нимрод Спар» (Nimrod Spar) предусматривал подъем мешавших судоходству 10 затонувших в водах канала судов. Но для прохода специальных судов надо было очистить от мин подходы и фарватер в Суэцком заливе.

Советское руководство дало указание нашему послу в Каире посетить президента Садата и сообщить ему о том, что руководство СССР в ответ на его просьбу приняло решение произвести безвозмездное траление минных заграждений в Суэцком заливе. Планируется начать его в середине июля 1974 года, а закончить в августе. В район направляются выделенные силы Военно-Морского Флота.

Главный штаб ВМФ издал директиву по формированию Отдельного отряда траления, при этом наряду с тральщиками было решено использовать морские вертолеты. На это решение повлияли результаты проведенного под руководством Главнокомандующего ВМФ СССР С.Горшкова учения «Прилив-74». Учения в очередной раз показали исключительную опасность неконтактных мин. участвовавшие в зачетных операциях траления наши маломагнитные тральщики проектов 266 и 257 показали, что неконтактные взрыватели донных мин срабатывают на их корпуса, то есть – даже на незначительные колебания магнитного поля. Впервые задача разминирования Суэцкого залива была поставлена морякам и вертолетчикам ЧФ 30 апреля 1974г. Черноморскому флоту предписывалось сформировать вертолетную группу из второй эскадрильи 78-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка и два вертолета " Ми-8бт" из состава 872-го отдельного противолодочного вертолетного полка, с размещением ее на противолодочном крейсере «Ленинград», в сопровождение которому выделялись БПК «Скорый» и «Сметливый» как резервный, ЭОС «Апшерон» и танкер «Борис Чиликин». Отряд кораблей Черноморского флота возглавил командир 21-й бригады противолодочных кораблей капитан 1 ранга Л. Двинденко, опытный моряк, прослуживший большую часть своей службы на крейсерах. Планирование действий сил началось с тщательного анализа минной обстановки. Штаб Тихоокеанского флота разработал план действий тральных сил, а также все планы сил обеспечения. Особое внимание обращалось на разработку документов по организации навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения. Окончательной целью действий тральных сил являлась ликвидация минной опасности в проливах Губаль и Инкер-Чаннел для обеспечения безопасного плавания в Суэцком канале и Суэцком заливе всех судов, кораблей, подводных лодок в надводном положении. Тихоокеанский флот должен был выделить дивизион траления (девять тральщиков и два укладчика шнуровых зарядов) и отряд судов обеспечения (пять единиц — танкер, морской буксир, плавмастерская, гидрографический и десантный катера). Точная информация о том, какие тральщики пока у меня отсутствует из-за отсутствия ясности. Более подробно об этом в конце.

Командиром отряда траления был назначен капитан 1 ранга Александр Николаевич Аполлонов — командир 33-й бригады охраны водного района в Корсакове на Сахалине, начальником штаба – капитан 3 ранга В.Д.Орлов, начальником политотдела капитан 2 ранга Ю.П.Блинов.

Согласно плану, разработанному в ГШ ВМФ, траление в Суэцком заливе предстояло провести в трех районах. На севере залива должен был работать ПКР «Ленинград» с вертолетами "Ми-8бт" и "Ка-25бшз". В центральной части залива - группа "Ми-8бт" и "Ка-25бшз", действуя с береговой базы. На юге - ПКР «Ленинград» и тральщики Тихоокеанского флота. Координирующий штаб во главе с капитаном 1 ранга Александром Аполлоновым, должен был находиться на плавмастерской в порту Хургада. Операции, по полюбившейся традиции, хотели присвоить название ЭОН-14 или 18, намекая на "экспедицию особого назначения", но так и не присвоили. Сначала пунктом базирования отдельного отряда траления был назначен порт Бербера (Республика Сомали), что располагался перед входом в Баб-Эль-Мандебский пролив к югу от Адена, затем порт Хургада.

Одним из самых существенных недостатков похода в Суэцкий залив было отсутствие должного боевого обеспечения. В состав отряда не входили ударные корабли, которые могли бы противостоять ракетным катерам ВМС Израиля, а они были весьма агрессивны, готовы к любой провокации и угрожали нашим кораблям, пытаясь сорвать их действия. Об этом знал командующий Черноморским флотом, докладывал С.Г.Горшкову, который по этому поводу говорил: «Нельзя туда посылать много кораблей. Не дай бог кто-то подумает, что мы кого-то боимся. Министр обороны против, но он дал добро снабдить оба посылаемых корабля по максимуму, в том числе новыми комплексами ПЗРК».

2 июля 1974г. в советских газетах было опубликовано сообщение правительства Арабской Республики Египет к СССР с просьбой о разминировании Суэцкого залива. Советская сторона согласилась безвозмездно удовлетворить эту просьбу. Но фактически операция шла уже более месяца, в Суэцкий залив уже шли два отряда советских кораблей с Тихоокеанского и Черноморского флота.

1 июня после тщательной подготовки и проверки, снабженные всем, что требовалось для длительного перехода, вышли в море тральщики, сосредоточенные во Владивостоке. Их собирали из нескольких соединений флота, в том числе два проекта 254 под командованием капитанов 3 ранга В.К..Лунькова и В.Л.Свиридова («МТ-66») из 114 бригады ОВР Камчатской флотилии и несколько в том числе «Мичман Павлов» и «МТ-193» из Приморской флотилии. Организационно они были сведены в два отряда. Командиром первого отряда был назначен капитан 1 ранга А. Н. Аполлонов, командиром второго отряда — капитан 3 ранга В. Д. Орлов, второй вышел 3 июня. Численность всего отряда составляла около 1600 человек. Срок прибытия в порт Хургада — 20 июля. Плавание длилось свыше месяца, небольшие по размерам и водоизмещению корабли шли сквозь 8-9 бальные океанские штормы, в обход тайфунов, через параллели с непривычной тропической жарой и максимальной влажностью.

Несколько позже вышли корабли Черноморского флота. 11 июня на ПКР «Ленинград» находящийся в Севастополе прибыли министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко и Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота СССР С. Г. Горшков. С ними был и секретарь Крымского обкома партии А. Кириченко. Они прибыли для ознакомления фактической готовности кораблей и экипажей к походу. Демонстрация прошла с фактическим показом действий вертолетов- тральщиков. Министр обороны и Главнокомандующий ВМФ, находясь на сигнальном мостике, внимательно наблюдали в бинокли за действиями сил. После успешного показа они опять побеседовали с офицерами, мичманами и матросами, а затем Гречко сообщил, что правительство АРЕ обратилось к руководству нашей страны с просьбой помочь в разминировании Суэцкого канала. От имени Политбюро он поставил перед нами задачу, которую мы должны были выполнить в кратчайший срок.

15 июня в 11.00 отряд кораблей ЧФ участвующий в тралении вышел из Севастополя, выход его несколько раз откладывался. Первоначально выход был запланирован на 7 мая, потом выход по разным причинам переносился еще несколько раз: на 15 мая, 21 мая, 12 июня и окончательно 15 июня. В состав отряда входили ПКР «Ленинград» (к-1р. Ю. Гарамов), БПК «Скорый» (к-2р. В. Мотин), танкер «Борис Чиликин» (к-3р. А.Ролев) и ранее вышедший ЭОС «Апшерон» с одним спасательным вертолетом "Ка-25сп" (капитан Валеев) на борту. На борту ПКР «Ленинград» находилось 16 вертолетов - 8 - "Ка-25бшз", 5 - "Ка-25пл", 1 -"Ка-25сп" и 2 - "Ми-8бт". Два больших "Ми-8бт" были закреплены на полетной палубе по обоим бортам. Их винты были сняты и убраны в ангар. Авиагруппа подразделялась на три отряда, которыми командовали соответственно - майор X. Шарипов (штурман отряда капитан А. Туркатов), старший лейтенант В. Ткаченко (штурман отряда старший лейтенант Крекотень), майор Ю. Сосонный (штурман отряда старший лейтенант Кожевников). «Ленинград» нес три комплекта вертолетных тралов ВКТ-1 и две катушки плавучего кабеля ПК-1 для РЭМТ. Остальное тральное хозяйство плыло на ЭОС «Апшерон». ЭОС «Апшерон» из состава 8-й эскадры вышло из Севастополя еще 16 мая с 205 тоннами груза экспедиции (10 комплектов БШЗ, 2 комплекта тралов ВКТ-1, 2 комплекта РЭМТ и сотню вех для обозначения фарватеров и районов), было неизвестно, как оно будут добираться до Суэцкого залива. Сначала ему предписывалось зайти в Александрию, там выгрузить часть имущества для ПКР «Москва», а далее – ждать конкретных указаний.

Черноморские корабли тридцать восемь суток шли к порту Хургада, обходя вокруг Африки. За время перехода корабли отлично сплавились. Значительно повысилась у всех морская и профессиональная подготовка. Корабли осуществляли переход без заходов в порты. По ходу движения особенно после входа в Индийский океан, нас все время сопровождали южноафриканцы, французы и американцы. Французский эсминец — от Мадагаскара до острова Сокотра, а последним в нашем "эскорте" был американский крейсер УРО "Чикаго"— до самого пролива Баб-эль-Мандеб.

Переход обеих отрядов кораблей находился под пристальным вниманием западных информационных агентств, которые порой искажали факты и цели миссии советских кораблей. Так одно из агентств сообщило, что советская эскадра под видом разминирования будет искать в Суэцком заливе сверхсекретную русскую ракету, потерянную египтянами. Такие заявления вызывали у личного состава усмешки. Большую проблему, чем газетные «утки» представляли действия египетского руководства. Планы могли измениться в любой день в зависимости от поведения президента Анвара Садата, решившего завести дружбу с американцами. С 10 по 15 июня в АРЕ прилетел с визитом Президент США Ричард Никсон. Ему была устроена пышная встреча. Президенты побывали на десантном вертолетоносце «Иво Джима» и поклялись крепить дружбу между народами.

К встрече президентов американские тральные силы добились при тралении самого Суэцкого канала успехов. И немудрено - на эту акцию с апреля были брошены значительные силы американского флота - два 18000- тонных десантных вертолетоносца — «Иво Джима» и «Инчон» и английские тральщики. С 16 июня канал начали очищать от мин французские тральщики - М-639 «Акант» и М-671 «Камелия» (типа «Акасья» бывшие американские класса «Блюберд»). По сообщениям информационного агентства "Франс-пресс" на обоих 43-метровых деревянных тральщиках М-639 и М-671 находилась группа американских подводных пловцов, которыми руководили французские офицеры.

Для заблаговременного согласования с египетской стороной вопросов базирования кораблей и вертолетов, снабжения электроэнергией, водой и скоропортящимися продуктами, размещения личного состава, запасов топлива и боеприпасов, радионавигационного и гидрографического обеспечения в АРЕ была направлена группа специалистов ВМФ в количестве пяти человек. Вопросы решались положительно, конечно, не в полном объеме, но, в общем-то, египетская сторона бралась создать рабочие условия для решения поставленной задачи.

14 июля первый отряд кораблей с ТОФ под командованием капитана 1 ранга А.Аполлонова в составе танкера «Дунай», тральщиков «БТ-284», МТ «Сахалинский комсомолец», «МТ-66», «МТ-104», «МТ-156» преодолев более 8 тысяч миль, прибыл в египетский порт Хургаду, где отряды дожидалась плавмастерская «ПМ-156». В Хургаде из 150 метров единого причала нам выделили участок всего в 30 метров. Сюда смогла поместиться только плавмастерская «ПМ-156», все же остальные суда вынуждены были базироваться на рейде или как в дальнейшем в районе траления. Штаб отряда разместился на плавмастерской «ПМ-156», она была только что построена в Польше и совершала переход с Балтики на ТОФ. Но по приказу Главкома её свернули с пути и завернули в Бангладеш для участия в расчистке порта Читтагон, а оттуда – в Хургаду. 15 июля пришел второй отряд, состоящий из транспорта «Ванкарем», тральщиков «МТ-90», «МТ-175», «МТ-135», «МТ-103», «МТ-193». Два тральщика «Уруп» и «Мичман Павлов» находилась в 780 милях к юго-востоку от острова Сокотра, где задержались по погодным условиям.

В порту не оказалось кранов, по этому пришлось с рейда вручную перегружать около тысячи тонн крупногабаритных грузов, помимо этого здесь были большие трудности с водой и продуктами, и нашим морякам пришлось создавать свою собственную базу снабжения. Так танкеру «Дунай» пришлось идти за пресной водой в Аден по тому, что египтяне в Хургаде предложили русским платить за тонну воды по 2,5 фунта, в то время как в Адене ее брали по фунту, 25 июля танкер пришел из этого рейса. И это при том что сроки поджимали, нужно было протралить фарватер, чтобы пропустить в Суэцкий канал отряд из американских, французских и английских кораблей, которые должны заниматься судоподъемом в канале. У египтян здесь имелся относительно судоходный прибрежный фарватер шириной около 10 кабельтовых. По нему на свой страх и риск ходили не только египетские корабли, но и суда других стран. Но страны участвующие в операции рисковать не хотели.

Первыми операцию по разминированию Суэцкого залива начали водолазы тихоокеанского флота, они опустились на дно в Хургаде, обследовав место стоянки кораблей, проверили днища тральщиков и расчистили полигон для размагничивания кораблей.

17 июля не смотря на все трудности, первые галсы с тралами были проложены двумя тральщиками. Корабли медленно пошли уступом по одному из нарезанных участков залива, боковой ветвью трала перекрывая границу минной банки. Выполнив разворот, тральщики легли на следующий галс. И так раз за разом. Отечественные конструкторы не рассчитывали на работу своих "детищ" в таких сложных климатических условиях, с какими нам пришлось столкнуться в Суэцком заливе. И если личный состав еще выдерживал нагрузки — высокие температуры воздуха, сильные песчаные ветры и постоянную зыбь в 3—5 баллов — то техника, увы, часто не выдерживала. При боевом тралении использовались как уже находящиеся на вооружении ВМФ тралы "МТ-1", "ТЭМ", "АТ", "ВКТ", так и новейшие тралы и искатели-уничтожители, проходящие испытания в боевой работе. Одни из них получили "путевку в жизнь" или были модернизированы в ходе работы, другие не прошли испытания.

В соответствии с документами на островах Губаль-Сакир, Ашрафу и Шакер планировалось развертывание теодолитных постов и постов радионавигационной системы "Рым". Сразу же по прибытии в район Хургада в течение пяти суток были выполнены основные мероприятия по развертыванию этих постов. Тем более что к концу первого дня траления выяснилось что острова в проливах Губаль и Инкер-Чаннел на карту были нанесены неточно, кроме одного - Губаль- Сакир. На него в тот же вечер десантировалась группа гидрографов лейтенанта Ю.Цуркина для оборудования теодолитного и радионавигационного поста. К утру 18 июля на холме возле разрушенного маяка они поставили антенну, две палатки, дизель- генераторы. Из-за жары постоянно возникали сложности с оборудованием, но пост координирования на Губаль-Сакире функционировал непрерывно.

Предусматривались действия двух тральных групп в течение шестнадцати суток в районе № 1 с производством контактного траления. Затем первая тральная группа приступала к неконтактному тралению в районе № 3 в течение двух недель. Вторая тральная группа переразвертывалась в район № 2 и действовала там в течение восьми суток. Район № 4 предполагалось обрабатывать вертолетами Ми-8БТ со шнуроукладчиками и вертолетами Ка-25 с буксируемым шнуровым зарядом, которые должны были пробить фарватеры длиной 3 мили и шириной 240 метров. На это отводилось четверо суток. Далее планировалось его протраливание четвертой тральной группой. С учетом погоды и специфики местных условий организовывать такие действия было весьма непросто. На это накладывался еще и другой аспект — агрессивные, неправомерные действия Израиля, победившего в войне, и довольно беспринципная позиция руководства Египта.

Вспоминает бывший командир отряда траления контр-адмирал запаса А. Н. Аполлонов: «Необходимо отметить особенности боевого траления в Суэцком заливе и Красном море:
— в связи с тем, что постановка мин кораблями ВМС Египта проводилась в темное время суток без надежного определения места, часто в штормовых условиях и при налетах на корабли израильской авиации, то точного места постановки мин не было;
— длительный срок пребывания мин в морской воде с сильной соленостью и с температурой воды плюс 28—30 ° С осложняли траление;
— сильное течение в районах траления — 2—3 узла на юг, что приводило к "сползанию" мин на глубины 200—300 м;
— сложность координирования в районе из-за неточности координат островов и маяков на карте, размещения постов на одной линии наблюдения, плохой видимости из-за дымки в первой половине дня до 60—70 кабельтовых;
— постоянные облеты кораблей тральных групп в районах израильскими самолетами, представляющие опасность для наших вертолетов, которые проводили траление тралами "ВКТ" и постановку буксируемых шнуровых зарядов;
— сложные погодные условия (по лоции в этот период года должно быть в месяц 5 штормовых дней. Фактически было 18 штормовых дней. Ветер 12—20 м/с, море зыбь 3—5 баллов, высота волны до 3 метров, поэтому частыми были обрыв и выход из строя тралов);
— несоответствие навигационных карт фактическому состоянию на месте по координатам и глубинам, что приводило к частым зацепам тралов за коралловые рифы и обрывам;
— сложность маневрирования с тралами в результате большого количества навигационных опасностей (коралловые отмели, камни, затонувшие суда), которые нигде не отмечены на картах».

23 июля в 16.00 отряд черноморских кораблей прибыл на рейд Хургада. Переход в 12580 миль завершился за 39 суток – на 2 суток раньше планового срока. На границе тервод АРЕ «Скорый» и «Ленинград» встретил «МБ-175» и как лоцман провел их на рейд.

Примерно в это время в зоне Суэцкого залива побывала группа офицеров главного штаба и политуправления ВМФ, в том числе Герой Советского Союза контр-адмирал Л.Н.Балякин и контр-адмирал К.Т.Серин. Они ознакомились с состоянием дел, выступили перед личным составом. Все это приободрило моряков. Экипажи кораблей с интересом восприняли сообщения с родной земли. Поездка представителей главного штаба и политуправления оказалась эффективной. С возвращением их в Москву Политуправлением ВМФ в День Военно-Морского Флота была организована встреча с ними работников центральных газет и журналов, Всесоюзного радио и Центрального телевидения. За время траления отряд неоднократно посещали представители командования армии и флота, в том числе главный военный советник в АРЕ генерал-полковник А.Боковиков.

27 июля накануне Дня ВМФ в районе № 1 тральщик «МТ-66» под командованием капитана 3 ранга В.Н.Свиридова затралил и уничтожил первую мину, первым ее заметил сигнальщик корабля Александр Вандершпан. Успех был не случаен, хотя капитан 3 ранга Свиридов принял командование над кораблем накануне выхода в поход, экипаж тральщика перед этим завоевал звание «Отличный» участвуя в социалистическом соревновании, корабль отличился во время маневров «Океан» в 1970г., из состава корабля один человек был награжден орденом Красной Звезды, а трое – медалью "За боевые заслуги". На следующий день 28 июля в День ВМФ отличился тральщик «Сахалинский комсомолец» (к-3р. И. А. Зияев) там же он затралил и уничтожил две мины, а на следующий день еще одну мину. Траление прошло по всей площади, но из 23 выставленных арабами мин было ликвидировано всего 4. Основная часть мин «куда-то» подевалась.

К боевой работе все активнее стали привлекаться вертолеты. На долю вертолетов были отведены участки с небольшими глубинами (в основном у коралловых рифов). 24, 26, 29, 30 и 31 июля вертолеты летали, осваиваясь в районе и проводя разведку, мины не обнаруживались. Трал ВКТ-1 и БШЗ пока не доставались. По окончании предварительных работ крейсер перешел к южной кромке минных полей и стал на якорь для того, чтобы уменьшить "холостой пролет" вертолетов. БПК "Скорый" выдвинулся на северо-восточную кромку минных полей. Сложность военно-политической обстановки, провокационные действия израильтян сразу же начали сказываться на нашей боевой работе.

30 июля в районе № 2 на расстоянии 3-6 миль от береговой черты израильтяне устроили настоящее авиашоу, их летательные аппараты вошли в район полетов советских вертолетов, и совершали угрожающие действия. 1 августа картина повторилась. По сообщению агентства ЮПИ от 1 августа 1974 года, Министерство обороны Израиля заявило официальному представителю ООН, что советские вертолеты, принимающие участие в разминировании зоны Суэцкого залива, нарушают воздушное пространство Израиля. Ведь израильтяне считали оккупированную территорию Синайского полуострова своей территорией. Поэтому главный штаб ВМФ запретил до особого распоряжения выполнять полеты вертолетов в шестимильной зоне от побережья Синайского полуострова.

1 августа к работе с вертолетами наконец-то был привлечен тральщик «МТ-104» (пр.254), он принял на борт трал ВКТ-1. Но из-за сильного ветра три дня вертолеты не могли начать работу, так как в воздух не поднимались. В этот же день рядом с «Ленинградом» в 18 кабельтовых бросило якорь американское разведывательное судно «Ameriken Delta», специализирующееся на обнаружении подводных объектов.

6 августа из Москвы пришла очень важная телеграмма. В ней говорилось: «Израиль имеет территориальные воды 6 миль. Оккупацию Израилем Синайского полуострова является незаконной, и СССР не признает наличия израильских территориальных вод в Суэцком заливе. ГК ВМФ принял решение траление районов № 2 и 4 в Суэцком заливе продолжить в соответствии с ранее разработанным планом». Телеграмма означала, что данное политическое решение принято в Москве на самом высоком уровне. Обстановка в заливе накалялась. Каждый день 50% экипажа «Ленинграда» были в готовности № 1, так как для более точного наведения вертолетов мы задействовали электронные средства главных зенитных ракетных комплексов, помимо средств радиотехнической, штурманской боевой части и связи, не говоря о личном составе вертолетной эскадрильи и личном составе БЧ- 6... Работали напряженно, несмотря на то, что температура воздуха в тени доходила до плюс 45—48 °С.

8 августа впервые в районе работ пара «Ми-8бт» работала с тралами ВКТ-1, второй раз с тралом работал «Ми-8бт» капитана А.Баскакова 25 августа сделав два вылета на траление.

Несмотря на все осложнения 13 августа, строго в соответствии с планами, закончилось траление основного судоходного фарватера, и до ноября 1974 года по нему прошло более сорока крупнотоннажных судов различных государств.

20 августа вертолет «Ка-25бшз» пилотируемый майором Х.Шариповым в районе № 3 принял с тральщика БШЗ и уложил заряд в море. Но «первый блин, оказался комом», заряд не взорвался. Оказалось, что из 600 метров – 500 метров отделились от средств плавучести и легли на дно, а 100 метров плавали. Не хватило 1,5-2 минуты буксировки вертолетом. Подрыв БШЗ осуществили со шлюпки.

На первом этапе вертолетами ПКР «Ленинград» была произведена расчистка фарватера в центральной части района № 3. В этом районе имелась линия из 19 неконтактных мин типа АМД-500, протяженность которой оценивалась приблизительной величиной в 2600 метров при среднем интервале 145 метров. Такой малый интервал создавал повышенную опасность для тральщиков, если бы они тралили минное поле корабельными тралами. Поэтому вертолеты Ка-25 и Ми-8 путем установки БШЗ и подрыва заряда обеспечивали разряжение линии донных мин, что в дальнейшем позволяло работать морскими тральщиками. С 20 по 28 августа вертолеты уложили и подорвали четыре БШЗ длиной 600 метров. При подрыве третьего БШЗ сдетонировала одна донная мина.

Израильтяне не оставляли наши корабли в покое. Их самолеты совершали облеты, их торпедные катера то и дело имитировали торпедные атаки, подходили вплотную и выкрикивали по громкоговорителям провокационные высказывания. 25 августа два израильских сторожевых катера неоднократно сближались с тральщиками, следующими с тралами, на дистанцию 15 — 60 метров, несколько раз пересекали курс в расстоянии до 5 метров и стопорили ход впереди по курсу корабля, мешая движению и создавая тем самым аварийную ситуацию.

В тот же день корабли отряда подвергались облетам израильских самолетов типа "Фантом" и "Скайхок". Было произведено восемь облетов на высотах около 200 метров в дистанции 600— 1000 метров.

26—28 августа при проведении боевого траления наши корабли постоянно сопровождались израильскими сторожевыми катерами от двух до восьми единиц одновременно, которые шли параллельными курсами на дистанции 100 метров, периодически сближаясь до 5—10 метров. Во время сближения проводилось фотографирование кораблей. Личный состав израильских катеров стоял по "боевой тревоге". С катеров подавались гудки сиреной, личный состав криками и жестами требовал от наших кораблей остановиться и повернуть на обратный курс. На протесты наших кораблей с израильских катеров отвечали, что советские корабли находятся в израильских водах, и они просят нас покинуть район и отойти за шестимильную линию, так как эти воды принадлежат им с июля 1967 года. Однако, несмотря на это, советские моряки спокойно продолжали свое дело.

До первого взрыва БШЗ в иностранной прессе писалось лишь о тралении Суэцкого канала американцами и французами, а советского отряда как бы и не было. Но когда был подорван первый БШЗ, уложенный вертолетом Ка-25, в СМИ Запада немедленно появились десятки сообщений о широкомасштабных тральных работах, проводимых русскими. При этом со страниц и экранов население европейских и ближневосточных стран комментаторы пугали вездесущим русским коварством – мол, русские в заливе для уничтожения мин применяют ядерные заряды. Наблюдая со стороны за действиями советского отряда, неспециалисты в минно-подрывном деле, сидевшие на израильских катерах, были, видимо, потрясены взрывом 600-метрового заряда, вызвавшего сильную звуковую и ударную волну, а гигантская стена воды высотой с пятиэтажный дом, мутила обывательский разум.

Как бы уравновешивая западную шумиху, с разрешения правительства и командования ВМФ на кораблях побывали десятки журналистов, корреспондентов советских и иностранных газет и журналов, представители телевидения, снимался кинофильм "Репортаж из Суэцкого залива", который показали в кинотеатрах страны в 1975 году. Очерки и рассказы о работе отряда траления печатались во всех центральных газетах СССР.

С 8 по 11 сентября вертолеты на втором этапе в северо-восточной части района № 4 укладывали БШЗ и Ш3 со шнуроукладчика вблизи коралловых рифов, где обычные тральщики работать не могли. Поставленная задача была решена. Два подрыва БШЗ (№ 5, 6) длиной 600 метров произвели вертолеты Ка-25бшз и два подрыва ШЗ-1 длиной 1000 метров со шнуроукладчика проекта 103 выполнили Ми-8бт. Район расчищен, однако детонации якорных либо донных мин не наблюдалось. Тралы ВКТ-1 с вертолетов Ми-8бт не нашли широкого применения из-за сильных ветров дувших большую часть времени в проливе Губаль, в связи с чем морские тральщики решали задачи траления якорных мин самостоятельно. Наличие рифов осложняло работу. Тральщик под командованием капитана 3 ранга В.Пинчука зацепился тралом за риф, не обозначенный на карте. Экипаж, отказавшись от отдыха, более суток исправлял повреждения трала.

10 сентября во всех центральных газетах появилось сообщение. "Каир. 9 сентября (ТАСС). Как заявил официальный представитель министерства иностранных дел АРЕ, советские корабли и вертолеты, производящие работы по разминированию Суэцкого залива, на сегодняшний день полностью очистили от мин акваторию длиной 34 км и шириной 5 км".

В один из сентябрьских дней советский отряд кораблей получил приказ Главкома – провести через расчищенные фарватеры Суэцкого залива группу американских кораблей. Последние направлялись в канал для траления и судоподъема. Советские тральщики умело провели эти корабли.

13 сентября в районе № 3 в 12.52 на мине подорвался тральщик «МТ-66» под командованием капитана 3 ранга В. Свиридова, проводивший в составе тральной группы контактное траление. Головнымкораблем тогда шел МТ "Сахалинский комсомолец", на котором держал флаг командира отряда. Через неконтактную мину прошел он, затем второй корабль, а третий подорвался. Получив более двадцати пробоин, лишенный управления и связи корабль стал тонуть. Командир не покинул мостика. Каждый член экипажа занимался своим делом. Командир отделения рулевых старшина 1-й статьи В.Шеногин перешел на аварийное управление, когда в румпельном отделении уже гуляла вода. С восстановлением систем пресной воды личному составу БЧ-5 капитан-лейтенанта В.Симонова удалось-таки подать питание на распределительный щит. Это был большой успех. Появилась возможность вооружить переносные пожарные насосы. Но и они не смогли выправить ситуацию. Через шесть пробоин вода вытесняла топливо из цистерны. Обвязавшись страховочным концом, в цистерну спустился трюмный машинист старший матрос Юрий Миронов. В кромешной тьме он на ощупь нашел пробоины и заглушил их деревянными пробками. С этого момента в борьбе за спасение корабля наступил перелом. Два других тральщика срочно отрубив тралы, подошли к борту аварийного корабля, хотя пришлось подходить по не протраленной полосе. Сразу же около аварийного корабля оказалось множество акул, которые в этом районе наблюдаются часто. После частичного осушения отсеков и выравнивания крена корабль был отбуксирован в порт Хургада. Там моряки корабля за 10 суток с помощью плавмастерской восстановили боеготовность корабля и снова приступили к тралению.

Траление пришлось приостановить. Оказалось, виной трагедии были ошибки в установке кратности мин, допущенные египетскими специалистами при их постановке. Они устанавливали кратность не на единицу, как считалось ранее, а на 20. По просьбе командования ВМС АРЕ и по разрешению нашего Министерства обороны спланировано и произведено дополнительное траление на полную возможную установку прибора кратности, в результате чего взорвано еще две мины. Объем дополнительных работ по тралению превысил начальный план в семь раз. В связи с инцидентом дополнительно капитан 1 ранга А.Аполлонов приказал оставшиеся комплекты БШЗ и ШЗ использовать для дополнительной обработки участка фарватера, проходящего по юго-западной части района № 4. До 20 сентября вертолеты уложили и подорвали еще 2 БШЗ (№ 7 и 8). Но их взрывы не вызвали детонации донных мин.

22 сентября в 16.00 ПКР «Ленинград» и БПК «Скорый» стоявшие на рейде Хургады, снялись с якорей и отправились в обратный путь. Корабли Черноморского флота вышел провожать в море капитан 1 ранга А.Аполлонов, он держал свой флаг на МТЩ «Сахалинский комсомолец». На обратном пути черноморские корабли с разрешения Главкома посетили с визитом порты Бербера (Сомали), Порт-Луи (остров Маврикий), Малабо (Экваториальная Гвинея), Дакар (Сенегал). В конце похода 4 декабря в Эгейском море за борт выбросился и покончил с собой матрос боцманской команды В.В.Дюрко. 6 декабря ПКР «Ленинград», а за ним – БПК «Скорый» и танкер «Борис Чиликин» вошли в Севастополь.

Тихоокеанские тральщики еще более двух недель продолжали работу. 11 ноября тральщик под командованием капитана 3 ранга В.Тихонова сделал последний галс в заливе. После окончания боевого траления было получено большое количество телеграмм и поздравлений. На борт флагманского корабля прибыл командующий ВМС АРЕ адмирал Зикри с группой офицеров, который вручил нашим морякам награды и подарки от имени правительства Египта. Прислал телеграмму ГК ВМФ адмирал С.Г.Горшков: «Командиру отряда капитану 1 ранга Аполлонову. Поздравляю личный состав отряда завершением выполнения задачи боевого траления. Благодарю офицеров, мичманов, старшин, матросов и служащих за мужество, настойчивость, высокую морскую выучку, проявленную при выполнении поставленной задачи. Желаю личному составу дальнейших успехов в службе, благополучного возвращения на родину». (69.стр396)

Торжественные проводы советских моряков состоялись 24 ноября, а 25 ноября отряд траления покинул порт Хургада. Во Владивосток отряд пришел в январе 1975 года.

Общий итог уничтоженных отрядом мин составил 10 единиц. Из них 9 – уничтожили тральщики (4 из них – совместно с вертолетом). И одну – вертолетами с помощью буксируемых шнуровых зарядов. Более 6000 часов провели экипажи тральщиков на минных полях. Пройдя с тралами свыше 17 тыс. миль, они ликвидировали минную опасность на площади 1250 квадратных миль. Вертолеты выполнили 188 боевых вылетов на траление мин, из них вертолетами Ка-25 – 161 вылет (33,9 час.), вертолетами Ми-8 – 27 вылетов (57 час.). Личный состав проявил мужество, выдержку, профессионализм. Нельзя не сказать о самоотверженных действиях экипажа тральщика "Сахалинский комсомолец" капитан 3 ранга И. А. Зияев, тральщиков, которыми командовали капитаны 3 ранга В.Л. Свиридов, В.К. Луньков, Ю.В. Медведев, Н.В. Тихонов, капитан-лейтенанты В.Р. Кайков, Р.Н. Пинчук, гидрографической партии под командованием капитан-лейтенанта В. Солодова, вертолетов с противолодочного крейсера "Ленинград", медицинской группы под командованием капитана медицинской службы А. Целищ, личного состава танкеров, буксиров, судов снабжения.

В ходе боевого траления были применены новые тактические приемы по использованию вертолетов, буксирующих шнуровые заряды, с корректурой постановки и взрыва береговыми постами и кораблем управления. Отработано применение всех видов тралов и искателей в тропических условиях, использование трала "ВКТ" для пробивки первого галса и "БШЗ" для разряжения минного поля боевых мин вертолетами. Исходя из нашего опыта, в Военно-Морском Флоте откорректировали наставления по тралению. Было подготовлено большое количество офицеров, старшин, матросов, которые приобрели бесценный опыт боевого траления.

5 июня 1975г. Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства. Первыми проследовали через канал три египетских судна «Звезда Асуана», «Сирия» и «Египет».

Указом Президиума Верховного Совета СССР за участие в боевом тралении Суэцкого залива были награждены орденами и медалями 210 моряков.

После ликвидации минной опасности в проливе Губаль Суэцкого залива руководство АРЕ обратилось с просьбой к нашему правительству о расчистке минных полей севернее Порт-Саида.

В указанном районе ВМС АРЕ до 1973 года выставили донные неконтактные мины советского производства. Мины поставлены в основном на глубинах до 10 метров, кроме линии мин севернее порта Дамиетта, где глубины доходили до 20 метров.

С. Г. Горшков доложил министру обороны: "В связи с обращением военного министра АРЕ г. Исмаила к советскому руководству с просьбой оказать помощь Египту в расчистке минных полей в районе севернее Порт- Саида и учитывая нашу заинтересованность в укреплении связей с АРЕ, полагаю целесообразным дать принципиальное согласие египетской стороне на безвозмездное проведение разминирования минных полей силами ВМФ, готовность сил — май 1975 года после расконсервации тральщиков и их подготовки, а вертолетов с получением от промышленности".

Траление мин на малых глубинах (районы "В" и "С") корабельными тральщиками было по техническим причинам небезопасно. Задача могла решиться только вертолетами-тральщиками с неконтактными тралами. Переоборудование вертолетов типа Ми-8 для этих целей возможно было завершить только к середине 1975 года.

Однако 22 августа 1975 года в нарушение Соглашения о военных поставках и вооружении от 10 сентября 1965 года правительство АРЕ допустило американцев к разминированию района Порт-Саида — Дамиетта от неконтактных мин советского производства, выставленных египетскими военно-морскими силами. В соответствии с указаниями правительства временный поверенный в делах в АРЕ П. С. Акопов сделал устное представление вице-президенту Египта г. Мубараку о неправомерности действий египетской стороны, пригласившей американцев разминировать район Порт-Саида — Дамиетта от мин советского производства.

Вице-президент АРЕ сослался на то, что Советский Союз затянул решение этого вопроса.

Наш посол в Египте отверг такое обвинение и напомнил, что в апреле этого года египетское правительство отказалось принять представителей Военно-Морского Флота, которые должны были произвести рекогносцировку в районе разминирования, а затем провести переговоры о действии наших сил в указанном районе. После этого г. Мубарак заявил, что он не может дать ответа без разрешения президента Садата.

Далее египтяне под различными предлогами продолжали откладывать встречу нашего военного атташе с начальником Генерального штаба АРЕ. А в то время противолодочный авианосец США "Инчхонь" своими вертолетами продолжал траление районов "В" и "С". На конец августа отмечено восемь подрывов мин. Американцы, проанализировав наш опыт, приемы и способы использования вертолетов-тральщиков, завершили разминирование за тридцать суток. В этой операции участвовали и британские тральщики, в том числе М 1181 «SHERATON» (Шератон).

В операции траления участвовали 27 кораблей, в их числе.

  • ПКР пр.1123 «Ленинград» (капитан 1 ранга Ю. Гарамов) ЧФ
  • БПК пр.61 «Скорый» (капитан 2 ранга В. Мотин) ЧФ
  • МТ пр.266 «МТ-284» ТОФ
  • МТ пр.266 «МТ-193» ТОФ
  • МТ пр.266 «Мичман Павлов» ТОФ
  • МТ пр. 254А «Сахалинский комсомолец» «МТ-832» (капитан 3 ранга И. А. Зияев) ТОФ
  • МТ пр. 254 «МТ-66» (капитан 3 ранга В.Л.Свиридов) ТОФ
  • МТ пр. 254 «МТ-104» ТОФ
  • МТ пр. 254 «МТ-135» ТОФ
  • МТ пр. 254 «МТ-103» ТОФ
  • БТ пр.265 «БТ-156» ТОФ
  • БТ пр.265 «БТ-175» ТОФ
  • Тральщик «Уруп» ТОФ
  • Тральщик «МТ-90» ТОФ
  • ЭОС «Апшерон» (капитан 2 ранга В. Стрючков) ЧФ
  • Плавмастерская пр.304 «ПМ-156» ТОФ
  • Транспорт «Ванкарем» ТОФ
  • Большой морской танкер пр.1559В «Борис Чиликин» (капитан 3 ранга А.Ролев) ЧФ
  • Танкер пр.577 «Дунай» ТОФ
  • Морской буксир пр.733 «МБ-175» ТОФ

Если можете, помогите разобраться с тральщиками, участвовавшими в тралении Суэцкого канала в 1974 году. Сколько их было 10, 11, 12, 13. Какие номера и проекты. У различных авторов число их разниться.

По данным книги Касатонов И.В. «Флот вышел в океан». Москва. «Андреевский флаг» 1996г. глава «Послевоенное боевое траление». Тихоокеанский флот должен был выделить дивизион траления (девять тральщиков и два укладчика шнуровых зарядов) и отряд судов обеспечения (пять единиц — танкер, морской буксир, плавмастерская, гидрографический и десантный катера).

По данным, приведенным в книге Лубянов А. «Противолодочный крейсер "Ленинград"» Севастополь. 2002г. глава «Суэцкий залив» такие данные

  • 10 ТЩ – 2 МТЩ пр.266
  • 2 МТЩ пр.254
  • 2 БТЩ пр.257
  • 2 катерных тральщика
  • 2 судна-шнуроукладчика пр.103
  • плавмастерская
  • морской буксир
  • десантный катер
  • танкер «Дунай»

Но чуть дальше там же указывая как они приходили в Хургаду перечисляет их и получается 12 -

  • «БТ-284» (пр.266,проекты в скобках приведены мной по данным справочника Павлова)
  • МТ «Сахалинский комсомолец» (пр254А)
  • «МТ-66» (пр254)
  • «МТ-104» (пр.254)
  • «БТ-156» (пр.265)
  • «МТ-90» (?)
  • «БТ-175» (пр.265)
  • «МТ-135» (пр.254)
  • «МТ-103» (пр.254)
  • «МТ-193» (пр.266)
  • «Уруп» (?)
  • «Мичман Павлов» (пр.266)

Как видите получается - 3 пр.266, 2 пр.265, 5 пр.254 и два «МТ-90» и «Уруп» проект которых я не знаю, не нашел в справочнике.

В газете «Красная звезда» 17.09.1994 в статье А.Аполлонова «6000 часов на минных полях» приводятся такие сведения в операции участвовало 27 кораблей, из них 11 тральщиков проектов 254, 266, 257, 361 и 103.

Но проект 361 это катер-тральщик водоизмещением до 30 тонн, а шнуроукладчики проекта 103, это буксируемые несамоходные суда водоизмещение около 20 тонн. Так что они должны доставляться в район траления на транспорте из-за малого водоизмещения.

Еще больше все путает информация из газеты «Владивосток» 23.07.1999г. Мальцев А. «Приморская флотилия подсекала мины даже в Бангладеш». http://www.vladnews.ru/1999/9907/630_23/news/NEWS04.ASP там говорится, что Суэцкий канал из состава Приморской флотилии тралили 4 тральщика - «Василий Громов», «Тимофей Ульянцев», «Мичман Павлов» и «МТ-193». И если с МТ «Мичман Павлов» и «МТ-193» все ясно то с МТ «Василий Громов», «Тимофей Ульянцев» непонятно, они проекта 264, к тому же их нет в списке.

Кто знает, помогите уточнить данные.

Кроме того, кто и какими тральщиками командовал, к сожалению и эти данные неполны, нашел упоминания только о 7 командирах, но только двоих знаю, что они командовали тральщиками "Сахалинский комсомолец" капитан 3 ранга И. А. Зияев и «МТ-66» капитан 3 ранга В.Л. Свиридов. Оставшиеся пятеро не определены, это капитаны 3 ранга В.К. Луньков, Ю.В. Медведев, Н.В. Тихонов, капитан-лейтенанты В.Р. Кайков, Р.Н. Пинчук.

Из каких соединений собирались тральщики, точно известно что два «Мичман Павлов» и «МТ-193» были из Приморской флотилии, и два проекта 254 под командованием капитанов 3 ранга В.К..Лунькова и В.Л.Свиридова («МТ-66») были из 114 бригады ОВР Камчатской флотилии.

    Литература:
  • Аполлонов А. «6000 часов на минных полях». Газета «Красная звезда» 17.09.1994.
  • Блинов Ю. «Суэцкий залив: вытралены первые мины». Газета «Красная звезда» 07.08.1974г.
  • Гришанов В.М. «Все океаны рядом». Москва. Воениздат. 1984. стр197-200.
  • Евтюхов Л. «На траверзе Хургады». Газета «Красная звезда» 20 и 22.09.1974г.
  • Касатонов И.В. «Флот вышел в океан». Москва. «Андреевский флаг» 1996г. глава «Послевоенное боевое траление» стр388– 401.
  • Кондратович А.А. Пиянзов Г.Г. «Противоминное оружие» Воениздат. 1989г. стр85-86.
  • Лубянов А. «Противолодочный крейсер "Ленинград"» Севастополь. 2002г. глава «Суэцкий залив» стр155-202.
  • Мальцев А. «Приморская флотилия подсекала мины даже в Бангладеш». Газета «Владивосток» 23.07.1999г. сайт
  • Свалов В.О., Свалова В.В. «Из истории развития и применения противоминных вертолетов». Журнал «Тайфун» № 46 (2004) стр23.
  • Студеникин П. «В Суэцком заливе». Журнал «Советский воин» № 23 1974г. стр6-7.
  • Устинов Е. «17 тысяч миль среди мин». Газета «Красная звезда» 29.07.2000г. стр3.
  • Экзетер. «Боевые действия на море в ходе арабо-израильской войны 1973г.» «Альманах Войны».
  • № 1 (2) декабрь 2002г.
     Розин Александр.
На сайт Александра Розина Наверх

Используются технологии uCoz


Используются технологии uCoz